Насилие ранит душу
Встреча по итогам Фестиваля свободного образования на Архстоянии: что было на фестивале и мысли после дискуссии «Контакт человека со своей природой в образовании»/ «Может ли быть образование, формирующее мир без войны».
Фрагменты транскрипта:
Часть 1. Фестиваль свободного образования на Архстоянии
Предыстория: не хватало фестиваля Фри фром скул, шли переговоры о передаче домена, группы, возобновлении традиции. И вот это получилось, и получился фестиваль в фестивале, и получилось что-то новое
Произошла экспозиция, выставление для других того, что есть в сфере свободного образования, показ того, что так можно
Это получился не междусобойчик, а выход на другую аудиторию
Это семьи со всей страны, которые почти не кричат на детей и позволяют им купаться в грязи
Но они спрашивали про программу, дети подключились к готовке еды, но программы не было, мы продаем свободу
Это был искусственно созданный естественный мир
Не было возрастных ограничений, кроме прогулок Натуральной школы по ночам, куда не пускают взрослых
Интересный родительский опыт без тревоги
Понравилась атмосфера, единственное что надо было представлять - это сказать "вот то же самое можно делать не только летом, не только на каникулах"
Структура наших школ очень схожа со структурой фестиваля. Поэтому можно показывать только какую-то узкую грань, например мне удалось провести медиацию
Фестиваль летом, за городом не предполагает серьезных разговоров
Можно участвовать в общем детском маркете, и рассказывать, продавая
Из "наших" были Натуральная школа, Демшкола 5 подъезд 7, Дубравушка и Удача
Общий настрой фестиваля такой же, как у наших школ - ты делаешь, что тебе нравится, и присоединяешься к тому, что тебе нравится
Мы там не были белыми воронами
Развернули слейклайн, ходули, вышла Катя из Дубравушки с цирковым чемоданом - и все закрутилось
Затухали почти все проблемные разговоры
Получилась игра - вопрошание о современном образовании, но все вопросы ушли от образования к тому, что сейчас происходит в мире
Вопросы слетали с образования
При этом это фестиваль именно свободного образования
Кэмпы отдаленная штука, в центре мира как раз был рыночек, детский маркет
К нам на дискуссию внешние люди не пришли, но это не помешало глубоко обсудить
Часть 2. Возможно ли образование, которое обеспечит мир без войны?
снова встает вопрос веры - безусловная вера в доброе начало человека
в психотерапии тоже есть опора на то, что в человеке есть нераненая часть, взрослый и т.д.
стала очевидна связка: насилие ранит душу, всегда
просто не каждый может услышать свою душу
разные виды травмы – жертвы, свидетеля и т.д.
люди находятся в разной степени контакта со своей душой, так же как телом
я стеснялась того, что у меня большой размер ноги и носила обувь на размер меньше, но я не чувствовала что мне больно
что-то ранит мою душу, но я не слышу этой боли
человек набирает ценности из разных мест
в образовании нет ценности контакта с собственной душой
забирая ценности с разных полочек, люди могут отдаляться от контакта со своим телом и со своей душой
люди могли бы чувствовать, как насилие ранит душу
взять за основу образования контакт с собственным телом и собственной душой
но для этого нужно, чтобы система не использовала насилие
принцип ненасилия позволяет обеспечивать контакт с душой
за норму принято, что сейчас будет насилие, зато…
это и есть мой ответ - возможно ли образование, которое обеспечивает мир без войны
если каждый будет в достаточном контакте со своей душой, то он не сможет делать насилие над другими
насилие это часто добровольный выбор, какая-то ценность говорит им о том, что это единственный способ, чтобы обеспечить безопасность
резильентность/ упругость возникает как результат свободы и поддержки
в ходе свободного развития человек сталкивается с внешним миром и набивает шишки, но получая свободу и поддержку, он формирует резильентность
все зачем-то должно быть, но человек в травме может провалиться и обессилеть, и перестать создавать
травма это не плохо, как не абсолютно плохо и война, есть просто наш выбор
не во всех психотерапевтических направлениях есть презумпция, что человек изначально хорош. Есть другой постулат, что любой организм стремится к целостности и восстанавливает себя при возможности. Человеческая система нуждается в динамическом равновесии. А гнев и насильственная агрессия необходимы только для восстановления этого равновесия. В целом мы живём в динамическом равновесии: напряжение – расслабление
нет презумпции человек не хорош и не плох, все зависит от того, как он умеет разрешать конфликты
быть в контакте с собой это не значит быть все время расслабленным
если человек в контакте с собой, он заинтересован в том, чтобы разрешить конфликт так, чтобы он никого не ранил, без насилия
насилие ранит душу, это ощущается человеком
наше движение создает разных, сильно других детей, и у части детей насилие может быть одним из элементов жизни
есть ряд примеров, когда насилие в определенном формате приемлемо
методологический капкан состоит в том, что мы пытаемся сделать ненасильственную среду с помощью насилия: если ты хочешь здесь оставаться, то ты принимаешь эти условия
сама адаптация в ненасильственной среде осуществляется с помощью подчинения и насилия
есть группа детей, которая взаимодействует с друг другом насильственным способом – пробуя эти конструкции, они пытаются осознать, подходит это им или нет, сами пытаются так взаимодействовать
переделывать их в ненасильственную среду – это и будет насилие
они должны как-то сами двинуться в эту сторону, или нет? Или есть какие-то люди, у которых душа гармонизирована с насильственным способом
общество у нас сильно рафинировано, и все те, кто отличаются хоть как-то – они убираются
насилие – это действие, которое ты не хочешь, чтобы над тобой осуществляли (и у тебя нет реального выбора уйти или не испытывать боли)
есть люди, которые реально получают душевное удовольствие от насилия, могут ли они жить не травмируя других? Саморегулируя
можно ли сделать так, чтобы человек сам с детства сам научился это регулировать?
Даже самые агрессивные парни ведут себя аккуратно рядом с маленькими детьми, это как-то само работает в открытых пространствах, на примере того же архстояния, когда в них верят
Плохо когда человек научен игнорировать себя воимя других ценностей
Для меня неочевиден вопрос, что такое норма, каждый психиатр за норму берет себя, это одна из причин почему я не стала работать психиатром
Весь вопрос в том, на чем ты хочешь акцентироваться, на чем ты хочешь строить свою систему
Я уважаю их выбор, и я уважаю свой выбор действовать в защиту
Это ничего не гарантирует, но свободная, ненасильственная среда - это мой выбор