Конспект Алины Шаровой + чат зума встречи
Алексей Ширшов: В 2015м году с Ольгой Леонтьевой мы долго говорили о школе-парк, о свободе в образовании, о ее поездках по Европе, в частности по Дании, где она была в гостях в очень интересных маленьких альтернативных школах, в том числе Ольга Милославовна рассказала мне про Садбери.
Авторы указывают, что контекст книги "Turning Learning Upside Down" - поставить образование с головы на ноги, вернуть образование на свой путь, это развитая западная культура либеральной демократии и социальная среда Америки. Они ориентируются на образование в постиндустриальном мире и это плодородный сад для процветания человеческого духа в гармонии с самим собой.
Какая есть страновая и локальная специфика?
Для меня это проблематизация общая, внестрановая: спор между правом человека стремиться к личному счастью и паттерналистской моделью общества, семьи, государства.
Проблема образования одинакова для всех стран. Школа создавалась, чтобы делать одинаковых людей, которые будут уметь читать инструкциями и содействовать машинам. В той же Финляндии все равно есть проблемы, что ученики скучают, несмотря на все их усилия. Модель Садбери встраивается в культурные особенности разных стран.Но фундаментальные вещи одинаковы - человек сам определяет свою деятельность, нет приоритезации деятельности - любая деятельность имеет равный вес с другим, демократическое или социократическое управление, разновозрастная среда.
Когда мы импортируем это, стоит положить свою, не американскую, мечту.
Специфика нашей страны - ценность семьи. В школу встраиваются родители, в отличие от классической Садбери.
В нашей специфике из генетического кода выкорчевана собственность, поэтому ключевым понятием для самонаправленного образования в России является собственность. Российская мечта это мечта о собственности. Это может быть болевая точка - понимание свободы как собственности.
Упомянул «Свобода и собственность» Пайпс
Собственность не как свобода, она уже есть, а в нашем случае этот переход к свободе может быть через собственность.
При проектировании национальных самонаправленных школ нужно намеренно вкладывать систему ценностей, учитывающую национальную специфику. В России на семейное уходят не для того, чтобы избавить детей от контроля, а чтобы получить контроль, потому что в школах родители их не контролируют.
Для меня важны семейные ценности и я могу их сохранить только выбрав семейное образование, а следующий шаг - это самообразование.
Семья является одним из институтов патернализма, а новая семья не патерналистская, но новой семьи как понятия еще нет.
А я с Лешей соглашусь. Что-то есть в том, что я знаю, что происходит с дочкой, что ее окружают позитивные «правильные» люди, с похожими ценностями. и когда дочь захотела «попробовать школу», я ПРОЧУВСТВОВАЛА пропажу контроля над тем, где варится мой ребенок!
Из моего опыта дотошнейших расспросов со стаффом вот этот вопрос про американскую мечту - ценность счастья, оказалось, что есть сильная разница в наших менталитетах. Там правда ценится личное счастье. Это относится к страновой специфике Америки наряду с демократическими принципами. Гринберг встретив меня сказал я вообще не понимаю, как вы там в России собираетесь делать такую школу.
Почему такие школы не победили, не стали доминантными?
Они считают, что дело в том, что мир не стоит на месте. С того момента, как школа была задумала и стала развиваться, мир стал быстро развиваться, ценность контроля и простраивание образовательной траектории от детского сада до Лиги Плюща ппрогрессировала на протяжении 50ти лет существования Садбери. В условиях сильно меняющегося отношения к свободе им пришлось грести против течения, и то, что они устояли, удержались в районе 100-120 учеников - это большая удача.
в книге: Образование это способ создания у людей способностей:
устойчивой и эффективной жизни в качестве взрослых
получение удовольствия от процесса учения
внесение вклада в общества, частью которого они являются сами. Все же цель образования - это жизнь в качестве взрослого.
Цель образования - помогать стать полезными и самостоятельными членами общества.
извлекать удовольствие из культуры и развлечений и процесса учения. Дать учащимся возможность собственного развития и развития общества
Непрерывное учение в течение всей жизни.общества, в котором они живут.
Образование по Гринбергу состоит из преподавания, инструктажа, тренинга (тренировка навыков), дискуссий, просвещения - передачи мудрости.
Садбери полностью следует этому.
Мне кажется, Гринберг делал и делает большой акцент на то, что молодой человек учится быть активным участником демократического общества «с пеленок», то есть с 5 лет. понимать, как это работает, и участвовать на уровне своей среды (школы), а не проснуться в 18: «ой, блин, теперь я должен стать полноценным участником… чего? и как??»
Садбери не готовит к будущему обществу, а готовит к текущему, и да, делает это в рамках более менее замкнутой системы. Туда нельзя просто так прийти, просто так уйти. Но оно строится на приципах, на которых строится вся страна. Там есть и внутренние косяки, и внешняя система влияет. Ты не делаешь изолированное полностью сообщество, все остальное время дети находятся за пределами и оттуда постоянно залетают те же самые проблемы общества, что и в большом мире.
Но это то сообщество, где дети могут влиять.
Внутренняя система Садбери дотошным образом повторяет законодательную систему страны.
Гринберг пишет, что мы запираем детей в автократическую систему массовой школы, а потом приводим их в демократическую и говорим: ну теперь давайте, пользуйтесь демократической системой. У нас в основе образование свобода и развитие личности, у нас и в стране так решается демократическим способом, давайте и школу строить не автократически, а демократически.
Кстати, Садбери - это прекрасное место пробовать и ошибаться (или искать лазейки в этой их замкнутой системе).
Мне кажется, что связь саморазвития с демократическим устройство не органична. Она должна была бы родиться изнутри сообщества. Для каждого сообщества процедура будет своя, не обязательно демократическая.
В книге говорится о трех китах: индивидуальные права, о политической демократии как системе, где решения принимаются через представителей и путем голосования большинством, равные возможности.
Только формируемая самими учениками школы программа, дает им по-настоящему равные возможности и доступ к реализации.
Целью образования по Сугате Митра является создание инфраструктуры и доступа к ней.
Алексей Ширшов: надо формулировать ценности и заниматься проектированием, используя для этого коммуникации, коллективное мышление.