Чем самонаправленное образование отличается от прогрессивного
Программная статья Питера Грея в переводе Станислава Самыкина
Питер Грей: Будущее за самонаправленным, а не прогрессивным образованием
Постоянные читатели моего блога знают, что я выступаю защитником Самонаправленного Образования. Мои собственные и других авторов исследования убеждают меня, что Самонаправленное Образование работает, что оно в высшей степени практично и намного менее проблематично для каждого, чем принудительное образование, которое мы все называем «стандартным».

Самонаправленное Образование – с заглавными буквами – это термин, который всё больше и больше используется для описания образовательной практики людей, называющих себя анскулерами или посещающих школы или учебные центры, специально созданные для обучения без предписанной учебной программы, такие как демократические школы Садбери Велли, центры agile-обучения и некоторое другие школы, называющие себя «свободными».

Я обнаружил, что когда я говорю и пишу о Самонаправленном Образовании, многие люди ошибочно полагают, что речь идёт о прогрессивном образовании. Многие цели прогрессивного образования совпадают с целями Самонаправленного Образования и его защитники используют тот же описательный язык, но философские основы у них довольно разные, а методология различается существенно. Ниже я рассмотрю основные принципы прогрессивного образования, потом основные принципы Самонаправленного Образования и, в конце, объясню, почему я считаю, что именно последнее, а не первое станет стандартной формой образования в недалёком будущем.

Прогрессивное образование

Прогрессивное образование - это термин, восходящий к движению за реформы образовательной системы, начавшемуся в конце 18 века, примерно в то же время, когда школьное образование стало обязательным в большинстве штатов США. Оно то разрасталось, то стихало с тех пор как минимум дважды. В период с 1890 по 1940 год происходил расцвет прогрессивных идей в образовании, рождение многих прогрессивных частных школ и попыток внедрения некоторых прогрессивных идей в общеобразовательные школы. Ведущим философом прогрессивного образования в то время, по крайней мере, в Соединенных Штатах, был Джон Дьюи. Другие ранние прогрессивные мыслители в образовании – Рудольф Штайнер (1869-1925) и Мария Монтессори (1870-1952), чьи традиции живут, соответственно, в Вальдорфских и Монтессори школах. Популярность прогрессивных идей несколько угасла в связи со Второй мировой войной и ее последствиями, затем расцвела снова в 1960-х и 70-х годах и с 1980 года медленно снижается. Однако в последнее время наблюдается возрождение прогрессивного образования в школах, которые уделяют особое внимание проектно-ориентированному обучению.

Сторонники прогрессивного образования обычно делают упор на обучение на практике, контекстное обучение, релевантное жизненному опыту учащихся, критическое мышление, глубокое понимание вместо запоминания, групповую работу и сотрудничество вместо состязательности, оценки, основанные на достижениях, а не на тестах, а также на воспитании социальной ответственности, демократических отношений и стремления к социальной справедливости. Они обычно говорят о «воспитании целостной личности» и «индивидуальной ориентации» в противовес простому предметно-ориентированному образованию. Считается, что прогрессивные педагоги видят в каждом своём ученике личность и взращивают лучшее в ней.

Веб-сайт Сети Прогрессивного Образования (неприбыльной организации, созданной в 2009 году, как часть усилий по развитию прогрессивного образования) заявляет, что его миссия заключается в следующем:

«Образование должно (а) усиливать голос, участие, сознание и интеллект учащихся для создания более равноправного, справедливого и устойчивого мира; (б) поощрять активное участие учащихся в их обучении, в обществе и в мире; (в) реагировать на потребности учащихся и фокусироваться на их социальном, интеллектуальном, когнитивном, культурном и физическом развитии; (г) уважать и взращивать естественное любопытство учащихся, их врожденное желание учиться, укреплять внутреннюю мотивацию и страсть к открытиям и достижениям; (д) вытекать из интересов, опыта, целей и разносторонних потребностей учащихся, поощрять эмпатию, общение и сотрудничество между теми, кто отличается; и (е) поощрять уважительно-критическое сотрудничество между учащимися, педагогами, родителями/опекунами и обществом».

Алфи Кон, один из ведущих сегодня защитников прогрессивного образования, отметил в связи с этим, что школа может быть признана в той или иной степени прогрессивной в зависимости от того, насколько она привержена (а) воспитанию целостного ребёнка, а не только его академических знаний; (б) обществу; (в) сотрудничеству; (г) социальной справедливости; (д) поощрению внутренней мотивации; (е) глубокому пониманию; (ж) активному обучению; и (з) серьёзному отношению к детям.

Прогрессивные педагоги склонны рассматривать образование как совместную работу ученика и учителя. Значительная часть инициативы исходит от учащегося, но учитель несет ответственность за направление этой инициативы в продуктивное русло. Собственные интересы ребенка играют большую роль, но учитель «взращивает» или даже «выявляет» эти интересы у ребенка. Игра понимается как часть учебного процесса, но учитель ведет и интерпретирует эту игру таким образом, чтобы она приводила к определённым образовательным целям.

Самонаправленное образование

Сторонники Самонаправленного Образования, как и прогрессивные педагоги, подчеркивают, что образование - это гораздо больше, чем академическое обучение. Веб-сайт Альянса за Самонаправленное Образование определяет образование как сумму всего, что человек знает и умеет, чтобы жить удовлетворяющей его, значимой жизнью. Это может включать в себя и знание себя самого, и навыки планирования и организации своей деятельности, и навыки, позволяющие ладить с другими людьми, и понимание окружающего мира, в достаточной для эффективного взаимодействия с этим миром степени. Я думаю, что большинство прогрессивных педагогов согласилось бы с таким определением образования.

Разница между прогрессивным образованием и Самонаправленным Образованием заключается в понимании того, как происходит формирование целостной личности. Для прогрессивного педагога она образуется в процессе сотрудничества между ребенком и доброжелательным, чрезвычайно компетентным учителем, который мягко направляет энергию ребенка и незрелые детские идеи путями, служащими долговременному благополучию ребенка и общества. Для сторонников Самонаправленного Образования она возникает, как следствие естественного стремления детей к познанию себя и окружающего мира, и использования для достижения этой цели любых доступных в их среде ресурсов, в том числе знающих и опытных взрослых.

Для сторонника Самонаправленного Образования именно совершенство ребенка, а не учителя, обеспечивает ему отличное образование. Работа взрослых, способствующих Самонаправленному Образованию, менее обременительна, чем у прогрессивных учителей. В Самонаправленном Образовании взрослым не нужно обладать глубоким знанием каждого предмета, который ученик может захотеть изучить, они не должны разбираться в тонкостях работы сознания каждого ребенка и не должны быть мастерами педагогики (независимо от того, возможно ли это в принципе). Скорее, они должны быть просто уверены, что ребенку предоставлена среда, которая позволяет его естественным образовательным инстинктам работать эффективно. Как я уже говорил в других своих статьях, это среда, в которой ребенок (а) имеет неограниченное время и свободу, чтобы играть и исследовать; (б) имеет доступ к наиболее эффективным инструментам культуры; (в) находится сообществе заботливых людей, которое широко варьируется по возрасту и представляет собой срез самых разных навыков, знаний и идей; и (г) имеет доступ к нескольким взрослым, которые готовы отвечать на вопросы (или попытаться ответить на них) и оказать помощь, когда их попросят. Это та среда, которая создана в школах или учебных центрах, предназначенных для самонаправленного обучения, а также такая среда, которую успешные семьи-анскулеры предоставляют своим детям.

Образование, с этой точки зрения, не является сотрудничеством ученика и учителя; это полностью ответственность учащегося. В то время как прогрессивные педагоги продолжают думать, что они несут ответственность за то, чтобы учащиеся приобретали определенные знания, навыки и ценности, а также за оценку их прогресса, фасилитаторы Самонаправленного Образования не видят в этом своей ответственности. В то время как прогрессивное образование является логичным продолжением традиционного образования, Самонаправленное Образование представляет собой полный разрыв с традиционным подходом.

Здесь я хотел бы ввести различие, которое ранее не появлялось (даже в моих собственных работах), между Самонаправленным Образованием (с заглавными буквами) и «самонаправленным образованием» (без заглавных букв). Я предлагаю, чтобы термин Самонаправленное Образование использовался для обозначения образования детей школьного возраста, семьи которых приняли намеренное решение о том, что их дети будут образовывать себя сами, следуя собственным интересам, и не подчиняясь навязанной учебной программе в школе, либо вне школы. Я предлагаю далее, чтобы термин «самонаправленное образование» без заглавных букв использовался в том более общем смысле, что каждый человек по существу ежедневно учится каждую минуту своего бодрствования. Мы все постоянно образовываемся, следуя нашим интересам, зарабатывая на жизнь и решая проблемы в нашей повседневной деятельности. Большинство из того, что кто-либо из нас знает и умеет, независимо от того, сколько школьных программ мы прошли, получено через самонаправленное образование.

Те, кто испытывал самонаправленное образование (маленькие буквы) на практике, говорят о том, что оно настолько мощно и эффективно, что детям вообще не требуется навязанное образование, если им обеспечена среда, которая оптимизирует их способность образовывать себя. На самом деле многие говорят, что навязанное образование препятствует самонаправленному образованию, отбирая у детей время, превращая учебу во что-то неприятное и внедряя в детское сознание мысль, что дети не способны сами контролировать свое образование.

Почему я уверен, что именно смонаправленное образование, а не прогрессивное, будет стандартом образования будущего?

Я восхищаюсь прогрессивными педагогами. Без исключения все, с кем я встречался - хорошие люди, которые заботятся о детях и хотят изменить их жизнь к лучшему. Они видят вред стандартной системы образования и хотят что-то с этим сделать. В настоящее время прогрессивные педагоги находятся на переднем крае попыток сократить домашние задания (так чтобы у детей была жизнь за пределами школы), вернуть перемены, сократить или исключить стандартизованное тестирование и позволить учителям быть более гибкими и реагировать на потребности детей в классе. Они ведут тяжкую битву, и я восторгаюсь ими. Но это битва, которая длится столько же, сколько существует обязательное школьное образование. Эта борьба помогает уменьшить эксцессы стандартного образования, но она не способна победить его, потому что разделяет с ним слишком много представлений о том, каким образование должно быть.

До тех пор, пока учителя считают, что их задача - следить за тем, чтобы дети узнавали определенные вещи в определенные моменты их развития, им придется использовать принудительные методы, чтобы заставить детей это делать, в не зависимости от того, насколько эти учителя прогрессивны. Дети по природе своей не могут одновременно интересоваться одним и тем же, поэтому невозможно работать в чём-то вроде типичной классной комнаты, с более, чем несколькими учениками, исходя из предположения, что все они будут изучать ожидаемую учебную программу с интересом.

Я смею утверждать, что большинство новых учителей, выходящих из пединститутов, начинают работать, думая, что они будут прогрессивными педагогами. В конце концов, они учились, потому что они любят детей, и большая часть образовательной философии, которую они прослушали в своих учебных аудиториях, была прогрессивной - о лидерстве, воспитании и содействии, а не о принуждении. Но затем они входят в реальный мир классной комнаты, где у них тридцать детей, которые должны соблюдать порядок и которые должны что-то сделать, чтобы казалось, что обучение происходит. И их прогрессивные идеи вскоре вылетают в окно. Неудивительно, что те школы, которые работают в соответствии с прогрессивными принципами, являются в основном частными и очень дорогими. Они нуждаются в небольших классах, высоком соотношении количества учителей к количеству учащихся и необычайно компетентных, преданных делу педагогах.

Даже ярые сторонники прогрессивного образования признают, что одна из причин, по которой прогрессивное образование не взлетает, заключается в том, что оно чрезвычайно требовательно к учителям. Вот, например, об этом говорит Альфи Кон: «Оно [прогрессивное образование] намного более требовательно [чем традиционное образование] к учителям, которые должны знать свой предмет внутри и снаружи, если они хотят, чтобы их ученики понимали смысл биологии или литературы, а не просто запоминали анатомию лягушки или структуру предложения. Но прогрессивные учителя также должны много знать о педагогике, потому что никакой объём знаний или предметной экспертизы не подскажет вам, как облегчить его усвоение». Добавьте к этому мысль о том, что учителя должны познакомиться со всеми своими учениками как с личностями и помочь им полностью развить свой потенциал и свои собственные интересы, и вы, наверное, начнёте понимать, почему прогрессивное образование не заменило собой стандартное образование методом «вдалбливай и проверяй».

Прогрессивные педагоги часто цитируют Руссо, как раннего предвестника их взглядов. Единственная работа Руссо об образовании - его книга «Эмиль», впервые опубликованная в 1760 году и представляющая собой вымышленный рассказ об образовании одного мальчика. Если у этой книги и есть какое-то реальное применение, то это образование принца. Учитель Эмиля - это наставник, единственной работой и миссией всей жизни которого является воспитание этого ребёнка, один учитель на одного ученика. Наставник, по описанию Руссо, является своего рода супергероем. Он не только необыкновенно осведомлен во всех предметах, но и понимает Эмиля внутренне и внешне, я бы сказал, даже более, чем это возможно для любого реального человека. Он знает все желания своего воспитанника в любой момент времени, и он точно знает, какие стимулы нужно предоставить, чтобы максимизировать образовательные выгоды, возникающие от активности мальчика в направлении своих желаний. Таким образом, наставник создает среду, в которой Эмиль всегда делает то, что он хочет делать, но в то же время изучает уроки, которые мастер ему подготовил.

Я думаю, что если бы большинство прогрессивных педагогов действительно читали «Эмиля», а не просто ссылались на него, они бы признали основной недостаток своей образовательной теории. Это слишком сложно – организовать учителям такую практику в массовых масштабах, и создаёт нереалистичные предположения о предсказуемости и наглядности человеческих желаний и мотивов. В лучшем случае, прогрессивное образование в массовом масштабе может просто помочь смягчить жесткость традиционных методов и добавить немного самостоятельности и творчества в жизнь учеников в школе.

В отличие от прогрессивного образования, Самонаправленное Образование является недорогим и эффективным. Например, школа Садбери Велли, которая приближается к своему 50-летию, работает с вдвое меньшим бюджетом на одного ученика, чем местные государственные школы. Большое соотношение взрослых к учащимся также не требуется, потому что большая часть обучения происходит не во взаимодействии со взрослыми. В этой мульти-возрастной среде более молодые ученики постоянно учатся у более взрослых, а дети всех возрастов практикуют основные навыки и пробуют свои идеи в игре, исследованиях, разговорах и преследовании любых своих интересов. Они также по собственной инициативе используют книги и, в сегодняшнем мире, интернет-ресурсы, для получения знаний, которые они ищут, в любой момент времени.

Критика Самонаправленного Образования обычно заключается в том, что оно годится только для отдельных, очень мотивированных внутренне людей. Действительно, прогрессивные педагоги часто очень спешат провести границу между их видением образования и Самонаправленым Образованием, поскольку они не хотят, чтобы их мнение смешивалось с идеями, которые они считают «романтическими», «сумасшедшими» и неработоспособным. Например, я уверен, что Альфи Кон имел в виду Самонаправленное Образование, когда написал это: «В этой карикатурной версии подхода дети могут делать все, что им нравится, а учебная программа может состоять из всего, что весело (и ничего, что не весело). Обучение происходит автоматически, пока учителя просто стоят, наблюдают и сияют улыбками. Мне не хватит места, чтобы описать тут все примеры такого искажённого восприятия или полный рассказ о том, почему эти люди так глубоко ошибаются, но поверьте мне – они действительно издеваются над идеей прогрессивного образования, используя образ, который имеет с ним очень мало общего».

«Карикатурная» характеристика Кона не совсем честная, потому что в Самонаправленном Образовании дети сами по себе регулярно выбирают вещи, которые не являются забавой в общепринятом смысле и потому, что сотрудники не просто стоят вокруг наблюдая и улыбаясь. Но, тем не менее, она не далека от истины. И это действительно работает. Не верьте мне, читайте и критически осмысляйте имеющиеся доказательства. Исследования выпускников школ Самонаправленного Образования и выросших анскулеров показали, что люди, которые обучаются, следуя своим собственным интересам, очень хорошо себя чувствуют в жизни. Вы можете прочитать гораздо больше об этом в предыдущих постах этого блога, в различных моих академических статьях и в моей книге «Свобода учиться. Игра против школы».

Самонаправленное Образование работает, потому что мы биологически созданы для этого. На протяжении всей истории человечества дети обучались, изучая, играя, наблюдая и слушая других, выясняя и преследуя свои собственные цели в жизни. В обширном обзоре антропологической литературы по образованию в межкультурном отношении Дэвид Лэнси пришел к выводу, что обучение, в том числе обучение, которое составляет образование, является естественным для людей, а преподавание - нет. Утверждение Уинстона Черчилля «Я всегда люблю учиться, но не всегда люблю, когда меня учат» - это то, что может сказать любой человек, в любое время и в любом месте.

Детские образовательные инстинкты по-прежнему прекрасно работают в нашем современном обществе, пока мы обеспечиваем условия, позволяющие им работать. Те же инстинкты, которые побуждали детей-охотников-собирателей учиться охотиться, собирать и делать все, что они должны были сделать, чтобы стать эффективными взрослыми, побуждают детей в нашем обществе научиться читать, считать, управлять компьютерами и делать все, что они должны сделать, чтобы стать эффективными взрослыми. Самонаправленное Образование настолько естественней, настолько приятней и эффективней для всех, чем принудительное обучение, что для меня кажется неизбежным, что однажды оно снова станет стандартным образовательным маршрутом.

Принудительное обучение было призвано служить временным целям, возникшим в результате индустриализации и необходимости подавлять творчество и свободную волю. В настоящее время принудительное школьное обучение сжирает само себя изнутри, это его последние дни. Как только люди вновь обнаружат, что Самонаправленное Образование работает и не вызывает стресса и вреда, которые причиняет принудительное школьное образование, и мы начнём отвлекать часть тех миллиардов долларов, которые тратятся на принудительное обучение сегодня, на предоставление ресурсов для Самонаправленного Образования всем детям, оно снова станет стандартным образовательным маршрутом. Тогда мы сможем отбросить заглавные буквы. И тогда нам не понадобится прогрессивное образование, чтобы смягчить жестокие удары образования принудительного.

Автор текста: Peter Gray Ph.D.

Перевод: Станислав Самыкин

Источник публикации на английском языке

Источник публикации на русском языке
Made on
Tilda