Встреча "Каковы сейчас вызовы и возможности российского свободного образования?"
Zoom, 22 февраля 2023
Есть ли возможности? Или они есть, но слишком осложнены вызовами?

Часть 1. Моя позиция в отношении поставленного вопроса

«Ничего не поменялось. Свободное образование началось не в 2000-е и не в России, да мы все переживаем встряску связанную с СВО, но по большому счету ничего не изменилось. Мария Монтессори делала свой проект в фашистской Италии, потом уехала в Индию, и там описывала методики».

«Время скорби и тишины/ возможности и перспективы?»

«Я делал школу, школа осталась в Москве. У меня было ощущение, что все наши уехали в Армению, и сейчас мы тут сделаем. Я фигачил 2 мероприятия в неделю, и в сентябре мы открыли две школы. В Ереване в октябре закрыли, а в Тбилиси она есть, но я в ней не участвую. Получается так: я сделал новый проект, и с одной стороны я увидел спрос, собрались люди, которым это важно и интересно. Их уже считай сменилось уже два поколения. А с другой стороны я увидел, что нет особо запроса. Я думал, что я буду делать место поддержки, где мы будем греться друг об друга. Но то что я предлагаю не очень понятно. «Школа в баре» - это было классное креативное место! Но у меня возникло стойкое ощущение, что людям надо что-то простое и понятное, и с этой стороны я не вижу никаких возможностей. Но я обратил внимание, что у школ которые остались в России, ситуация другая. В семье кажется ничего не изменилось. Но школа рядом с нами оказывается решала много вопросов и закрывала многое. Наверное я сейчас превратился в родителя ребенка – анскулера… Я живу в глухой провинции. Я сказал себе: чувак остановись, хватит делать школы. Пришла зима».

«Я в России, у нас осталось наше пространство. Я на том стою и не могу иначе. Много семей разъехалось, много вышли куда-то искать чего-то более устойчивого и надежного. Война всех сильно встряхнула. Меня она встряхнула таким образом, что я поняла, что я не могу жить другим образом. Я инстинктивно делаю место, где я могу жить, где мои дети могут жить. Пока это кому-то нужно, я буду продолжать это делать. Удивительным образом приходят новые люди! Мы собрали детские книжки от уехавших друзей и открыли свободную библиотеку. Когда эти люди приходят, я понимаю, что этим людям зачем-то это нужно. Они точно приходят не за книжками, они приходят в это место, мы для них такие забавные. Я себя чувствую щитом. С одной стороны у меня абсолютное горе и ярость, обернутая к внешнему миру. Но я изо всех сил стараюсь не впустить это в Удачу, к которой повернута другая сторона. Это не из планов и концепций, а просто я не могу иначе».

Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря Да, это Калининград :)

Мне казалось, что мы этим занимались всё это время - создавали места, в которых можем жить.

Скажи ну разве я повинна в том, что я не воин вовсе, не герой, что родилась я чтобы стать щитом кому-то … Шмендра

«Мы делали центр Свирель в Ростове-наДону. Он существует, он действует, но я уже несколько лет не принимаю активного участия, он требует переосмысления. Мы делали центр для закрытия задач, которые нельзя решить дома – коллективная работа и т.д. Но потом мы увидели, что на это запроса нет. Нет запроса на среду и развитие таких навыков, а был запрос: научите наших детей. Сейчас я консультирую родителей на СО, и я вижу запрос на индивидуализацию, человекоцентрированное образование. Они иногда не понимают, не формулируют чего они хотят, но эти ценности выражены в запросах. Я помогаю родителям сводить идеальную картинку и с реальностью. И мне нравится эта работа абсолютно точно! Если привязываться к сегодняшнему моменту, я вижу что запрос на это даже растет, и мне кажется супер важным продолжать эту работу. Я думаю, что никакие внешние события не могут останавить процесс роста потребности в индивидуализации и человекоцентрированном обучении».

«В Таганроге я делала проект дополнительного образования. Сейчас я в Черногории, и мне хочется расшириться, выйти в нетолько доп образование. Есть запрос на пансион в Черногории: целая группа родителей, которые видят тяжелую ситуацию в России, но сами не могут выехать, но хотят чтобы выехали дети. Это новая для меня тема».



Часть 2. Вызовы

«Вызовы – это то чего не было, а сейчас есть. Не было войны. Мир казался связанным. Не было переселения народов. И т.д. У меня нет отношения. Мне интересно собирать новую картинку из этого пазла. Я занимаю методологическую позицию, я тот кто помогает образовательным проектам развиваться. Я помогаю людям становиться помогающими практиками. Я смотрю на эту историю как исследователь и как методолог, на котором лежит ответственность давать правильные ответы, то есть помогать людям находить правильные ответы.

Люди разъезжаются. Эта ситуация отличается от того, когда мы сидели на локдауне - люди физически находятся в разных странах. Я вижу в этом возможность для возникновения новых форм сетевого образования. Географическая разбросанность содержит в себе возможности для новых форм коллабораций, создания новых связанностей. Возможность для хабов, создания ценностных центров.

Наконец-то начнется создание нормальных трансляторов? Есть прекрасный очаг, но отсутствие трансляторов мешает ему масштабироваться. При этом образование, как то что принадлежит субъекту – это то, что нельзя запирать. В этом смысле физическое разъезжание людей заставляет наконец-то создавать трансляторы. У Паши все норм, потому что у него есть трансляторы. Чтобы не терять своих, нужно давать им возможности увезти с собой трансляторы. В сообществе навигаторов есть трансляторы, есть связанность с самого начала.

Удивительным образом, все рестрикции официального образования – для меня являются окном возможностей для создания партизанских форм образования.

Наконец-то появляется возможность осмыслить код образования – что это такое. Раньше не надо было, а сейчас необходимо. Есть возможность создать новую экономику образовательных организаций. Ну и так далее».

«У меня этот вопрос был еще до начала войны, но сейчас он стал особенно остро: как не превратить наше пространство в гетто? Для меня всегда было очень важно, чтобы оно было открытым для входа и выхода. Я слышу что говорится про сети, развоплощенное образование, лишенное тела. Мы не терям связи с тем, кто разъехался, но у нас это другое. Можно ли найти какой-то телесный способ?»

«Два вопроса: свободное и российское образование – для меня сейчас расходятся. У нас никто не отбирал свободу мыслить, как мы вольны. Но формы организованности - российское и свободное у меня не вяжется. Рамка страны плывет. Натуральная школа без стен и заборов. Кто-то считает ее дополнительным образованием. Мы считаем основным. Выстроить тут территорию свободного образования – да нет проблем. Но сказать что это можно масштабировать… Но вот Машу Вальганову никто не останавливает, а у нее 31 точка. Я вижу разрыв между моим самочувствием, оно говорит что невозможно, а факты говорят об обратном – возможно.

Вызов –а что есть образование? Мои дети говорят, что если мне что-то надо – я пойду и возьму, зачем мне эта отдельная сфера? Что такое сфера образования и из чего она состоит в современном мире? Когда нас всех раскидало по углам, неплохо бы заняться онтологическими вопросами. Сейчас есть возможность проработать основания, выстроить и положить это в деятельность. А фестиваль фрифромскул был бы невозможен в текущей ситуации».

«Мне понравился очень ваш заход из личной ситуации, но мне кажется так вызовы не увидишь. У меня есть три тезиса:

Тезис 1. Образование свободное – для того, чтобы не было войны. Но для меня стало абсолютно очевидно, что просветительский конструкт образования, то что мы сейчас найдем правильный конструкт, правильную онтологию, и это даст путь к миру и счастью – он не сработал. Можно еще 10 раз стукануться туда головой, но надо искать что-то другое.

Например, культурно – средовой подход он про другое. Он про то, чтобы не строить универсальную онтологию. Кажется, свободное образование – это тоже попытка найти другое.

Просветительский проект развалился, а другого нет. Просвещение давало нам идею, веру что можно нащупать правильне, передать их в массы. Не стало круто. Это проект онтологического бомжа. Крах просветительского проекта.

Тезис 2. У нас исчез символический/смысловой горизонт. В средневековой культуре это был Бог. Наука нового времени принесла нам разум, бигдату и нейросеть. Но они же не могут быть горизонтом, кто от кого выстраивается? Что является символическим горизонтом, относительно чего строится образование?

Тезис 3. Ситуация. Буллинг в частной школе. Что делает взрослый? Собирает детей и запускает такую процедуру: каждый говорит: мне в этой Маше не нравится вот то-то и тото. И это гуманная школа! Ни в одной институции ребенок не гарантирован ни от чего. Вызов: массово научиться относиться к человеку как к цели, а не к средству».

«Мой вызов: организовать в другой стране пространство для познания для детей без того, чем оно сейчас отягощено в России. На новом месте, в другой стране, там где нет связей и контактов».

«Мои вызовы: 1. Надо пересмотреть ценности более базовые чем образование. 2. Я больше не уверена, что ориентируюсь в ситуации, например модет быть все-таки нужны бумажки?»

«Вызов единственный и глобальный – понять кто такой я. Я прекрасно понимал, кто такой я, какое мое место, что я делал… Но я оказался в ситуации, в которой находится ученик свободной школы, а я в ней раньше не был – надо самоопределиться. Весь мир в этом смысле превратился в свободную школу: ты приходишь, нет ничего четкого, а надо самоопределиться. Что такое образование- я знаю. Все вопросы, которые ты ставишь – я на них ответил. А вот какое место я в этом занимаю? Старое кончилось, а новое не началось».

Супер мысль: оказавшись сами в ситуации неопределенности, мы попадем в своего рода свободную школу.

«Есть сложности? Поехали в другое место. Мы стали по-другому оперировать пространством. С одной стороны границы закрываются, а с другой ты вдруг начинаешь оперировать глобальным пространством. Здесь не получится- мы просто переедем и будем так делать».

Да, но либо ты чувствуешь что ты дерево, и тебя отрубили от корней. Или ты чувствуешь, что у тебя на ногах были цепи, а теперь нет. Наверное и то и другое?

«На эмоциональную оценку этой ситуации повлияло то, что у нас и было раньше – мы думали это корни или цепи? Война это обнажила и мы с этим встретились. Возникла возможность встретиться с собой по-другому, с другими акцентами. У людей начинает выпирать необходимость строить образование под себя, вызов – куда с этим податься и как этому помогать».

«Оказалось можно не делать школу. Это может быть связано с тем, что мы делали это место как место, где можно жить. А в новых условиях может быть нет необходимости в другой прекрасной реальности? Не потому, что меня реальность устраивает… Хотя, вот моя коллега говорит: тут вся страна демократическая школа…»

Меня в моей стране все трогало, а здесь ничего. Я по сути не знаю,в какой стране я нахожусь.

Я живу не в стране. Я оторвался, но никуда не прилетел.

«У меня еще простой вызов - я не знаю этого языка и общества. Дети отказываются от новых форм».

Приезжай в Армению. По крайней мере, с языком нет проблемы. У меня была мысль делать трилингвальное сообщество - это казалось выходом.

«Я переезжал 11 лет назад в Калининград. Я помню это состояние – когда ты состоявшимся человеком оказываешься в городе, где ты не знаешь никого. Я искал какие-то формы социальности, сетевых групп, но для меня это не работает. Я-то делал комюнити, а запрос-то был на школу. Я старый уже, ты понимаешь что снова надо начать все заново, и на это снова нужно 10-11 лет, и я хочу потратить их на другое – то что не зависит от меня, то что отчуждаемо».

«Мы начинали с того, что у меня может быть избыточный оптимизм в связи с возможностями, а видно именно сложности, не хочется принимать, хочется отстраниться. Но вот какое поле мы накидали»



Часть 3: Какое мое убеждение, ценностная установка сейчас мешает мне двигаться?

  • Мне хочется чтобы у меня все было просчитано, запланировано.

  • Убеждение «я=моя школа». Склееность с тем, в чём чувствую свою свой главный опыт и опору, мешает смотреть шире и двигаться дальше.

  • Мы в ответе за тех, кого приручили.

  • Как будто нет запроса на то, что я хочу делать.

  • Стремление кооперироваться, объединяться, находить единомышленников, хотя один я сделал бы больше и быстрее, но я все равно туда иду. То, что мешает, в другой момент помогает.

  • Оцепенение и ужас от войны и убеждение в том, что я должна с этим что-то делать. Ответственность за планету и человечество. Но не обязательно же двигаться? Меняю движение на убеждение:)

  • Убеждение, что-то нужно делать на века, а я могу сделать что-то только на неделю или на 10 минут.



Завершающий вопрос: если я изменю это убеждение, как будет звучать новое? Не обязательно противоположное. Какой будет мой следующий практический шаг, из нового убеждения?



Видео трансляция в фб группе Острова:

https://www.facebook.com/groups/ostrovasvobodi/permalink/1343434816455010/?mibextid=Nif5oz

Cсылка на карточки в Jam board Лики Чекаловой, в доступе для чтения: https://jamboard.google.com/d/1iqNY4PSMn20x6R0bG-hS7REDRk3AXnw0KTeo75Yybao/edit?usp=sharing

Made on
Tilda