АТ:
Я верю, но ты же мне всегда говоришь, что в этом-то и смысл: изобрести свой велосипед. Что смысл образования, развития не в том, чтобы сесть на готовый велик и поехать.
СС:
А с чего ты взяла, что вообще создание школ это образование и развитие? Какое в этом развитие? Ты не педагог, не специалист по школам, какое там для тебя развитие дает? Зачем это тебе? В чем развитие тебя, как участника этого процесса? Образование тебя в чем?
АТ:
Какое развитие дает для меня создание моей школы? Наша цель такая – развитие этих идей, их проработка внутри себя. Вот я сегодня сюда приехала, и у меня нет цели вам рассказать о том, как нужно делать какое-то там образование. Я и сама не знаю. Я сама продвигаюсь, когда начинаю об этом говорить и слушать. У меня изменилась жизнь с тех пор, как я этим занимаюсь. Если бы я пять лет назад купила у тебя франшизу по самонаправленному образованию, по мировому опыту, то я бы не изменилась.
СС:
У нас у всех жизнь изменилась. Потому что мы до этого вообще не думали об образовании. А с какой целью мы вот это все сделали, влезли вот в это во все? Я влез в это с одной единственной целью – вырастить своего ребенка. Нет у меня никакого самонаправленного подхода. Я хочу чтобы мой ребенок вырос мыслящим свободным человеком. Если бы не было у меня ребенка, я бы занимался не образованием, а чем-то другим, музыкой например.
АТ:
Ну хорошо, попали мы из-за детей. Ну а почему мы там остаемся, делаем свои проекты? Почему мы не нашли наилучшую школу для своих детей? Я могла бы отдать ребенка в НОС, школу, которая соответствует моим идеалам, но не отдала. Почему я этим продолжаю заниматься? Почему ты продолжаешь этим заниматься?
СС:
Много личных причин. У меня есть требования к окружающей действительности, в которой он растет. Я хочу, чтобы в стране были условия для таких, как мой сын и как я. Чтобы мы не находились постоянно в опасности быть преследуемыми по закону, не считались белыми воронами. У меня чисто общественные социальные задачи. Я хочу создать движение, которое могло бы таких людей, как я, поддерживать и помогать. Все. Все, что мне нужно - чтобы была группа людей, которые готовы друг друга поддерживать на пути взросления собственных детей. После того, как дети вырастут, этих людей больше ничего не держит вместе. Я постоянно встречаю людей, у которых дети выросли, и они потеряли всякий интерес к образовательной теме.
АТ:
Это я поняла. Хорошо. Я думала не так. То есть у меня не так. Возможно, эти задачи у меня погаснут, когда дети вырастут, но я вот здесь сижу, в понедельник, вместо работы, и вместо занятий с детьми. И я сижу не с целью пропаганды, продвижения или изменения общества – не с этой, а по каким-то внутренним причинам, для меня это проект развития и образования.
СС:
Ну хорошо, я готов признать еще один момент. Делая что-то вот в этом направлении, я как бы немного исправляю или компенсирую собственное детство, собственные последствия того, как я учился, как меня воспитывали. В целом весь анскулинг, все мое свободное образование и воспитание дома - это следствие того, как воспитывали и образовывали меня. Я этим не доволен, я это считаю неправильным, травматичным и так далее. И я хочу для своего сына все это изменить, исправить, особенно понимая, что у этого всего есть родовая инерция.
Есть блог анскулерский reuchers по-моему называется, там есть такая статья «Cycle breaker» - люди, которые ломают цикл. Я хочу сломать этот цикл. Потому что так воспитывали моего отца, моего деда так воспитывали. А я своего сына так не буду воспитывать. Да, у меня есть сугубо личные причины.
АТ:
Два вопроса сразу возникают. То есть ты некоторый опыт своих поколений хочешь сломать, а какой-то другой мировой опыт, какой-то правильный и хороший - хочешь принять.
СС:
Я на него опираюсь. Хорошо, здесь согласен, это процесс обучения, процесс образования. Коли я уже вляпался в эту тему, то я в ней копаюсь. Я сначала докопал до Ольги Леонтьевой, как и многие, потом я докопал до Саммерхила и Садбери, потом я докопал до …
АТ:
То есть это не то, что есть какой-то мировой опыт, который ты должен воспринять как данность, потому что ему уже сто лет, а ты находишь в нем какие-то свои тоннели, которые отвечают твоему чему-то…
СС:
Нет. Ты просто ставишь перед собой какие-то цели, задания что-то сделать. А дальше ощущаешь нехватку компетенций и начинаешь эти компетенции приобретать. Начинаешь искать информацию, людей, исследования и все остальное. Ты начинаешь приобретать знания и умения, для того чтобы в этом направлении решить собственную задачу.
АТ:
Это по-моему и есть образование?
СС:
Да, но цель-то - не создание школы. Цель – ребенок, его судьба. Те, кто создают школы для своего ребенка, у них точно такая же цель - создание школы для своего ребенка. Это родительская миссия, она к образованию не имеет никакого отношения.
АТ:
Я поняла тебя. Хорошо. Вернемся к нашей схеме - как работает образование, в которое мы верим. Оно двигается энергией «я хочу». И энергией «я хочу», энергией своей цели ты начинаешь собирать ресурсы и их осмыслять. Где здесь место популяризации? Я ищу, двигаясь энергией «хочу» к своей цели, начинаю копать, копать, копать, и тут идет Марина Колесник навстречу с целью популяризации идей. И мы с ней не встретимся. Получается, что Марина Колесник с целью своей популяризации или я, например, когда я рассказываю о SDE – мы работаем на каких-то других людей, которые находятся в какой-то совершенно другой фазе, которые сидят, ничего не хотят, ни о чем не думают.
А путь самонаправленного образования человека в любом возрасте в том, что двигаясь энергией собственного «хочу», ты находишь в себе ресурсы, причем ты не пользуешься куском готового мирового опыта или текущего опыта, а ты как бы выбираешь для себя…
СС:
Слушай, наверно, десять или пять процентов людей вообще двигаются по этому пути «я хочу». На самом деле никто ничего не хочет. Или не хочет ничего делать для этого. Не хотят. Люди просто испытывают проблемы. Почему мы говорим о пропаганде и популяризации? Потому что большинство людей думают, что так нельзя, что так невозможно, что это запрещено законом, что это вредно, что это ведет к отрицательным последствиям и результатам. То есть им, может быть, и приходят мысли, что школа не нужна, но они думают: подожди, эта школа должна быть, если ее не будет, то тра-ля-ля…
АТ:
Они не знают или они не хотят?
СС:
У них шаблоны. У них традиции, давление общества, понимаешь? И пропаганда эта – она просто ломает шаблоны, эти ограничения, которые у людей в голове построены…
АТ:
То есть, я правильно понимаю, что есть люди какие-то такие свободные от шаблонов, которые двигаются энергией собственного «хочу», их пять-десять процентов, а есть другие, у которых шаблоны? И таких людей мы знакомим с тем, что это бывает, что это возможно… Другими словами, одним детям, приходящим учить математику в школу, мы позволяем идти собственным путем, а другим говорим: ты, чувак, другой категории, ты с шаблонами, поэтому сейчас мы тебе расскажем, как бывает. И открываем учебничек математики и ему рассказываем. Он должен же познакомиться, он не знает…
СС:
Дети же не взрослые. У них-то шаблонов нет. Они не провели сорок лет в обществе, где им рассказывали, что школа – это основа всего, что социализация заключается в том-то и том-то, и так далее.
И:
Я вот вспоминаю, как все началось. Сначала ты понимаешь, что все, что происходит, не ОК. Ты хочешь что-то поменять, но все вокруг говорят: остановись, это иллюзия. Но мысль в голове есть. И неожиданно ты встречаешь, например, Стаса. Я тогда побывала в Киеве у Вали Мержиевской, побывала в альтернативных школах и думала: «это то, что я хочу, но как это сделать?!». И вот мы встречаемся со Стасом и, когда ты видишь в человеке осознанность и четкое понимание того, как это все устраивается, это круто и дает тебе силы для того, чтобы понять, что это реально можно сделать. Без Стаса у меня бы не хватило смелости.
АТ:
То, что ты описала, соответствует моей теории самонаправленного образования, пока у Стаса не было намеренной цели тебя к чему-то привлечь или тебя как-то просветить. Это как раз нормально, когда человек двигается энергией собственного желания, у него есть вопросы, происходит какая-то встреча, и детали пазла. Мне все говорят:
- Как твои дети узнают об, не знаю, об атомной физике?
Я говорю:
- Как-как! у нас дедушка атомный физик, они придут к нему домой, а у него книжка стоит.
- Ладно, - говорят, - это плохой пример. Как они узнают о балете?
- Ну как?! Оля балерина…
- Хорошо, опять совпало, а вот как они узнают о Северном полюсе?
- Да у нас дядя только что с Северного полюса.
- А! Ну понятно, у тебя такая семья.
- Так ведь в этом и дело, что мы живем такой жизнью, что они обязательно узнают.
- Хорошо, - говорят, - но спорим, они никогда не столкнутся с…
И в конце концов находится такая тема, где я быстро не могу сказать, кто из моих друзей или знакомых, например, патологоанатом.
- Ну вот!
Но если действительно за всю жизнь они не столкнутся с патанатомией, то может быть и не надо было? Ведь на самом деле широта вот этого «случайного» попадания в сто раз больше, чем если бы я им писала спецпрограмму. Я бы никогда в жизни туда не вписала Северный полюс, атомную физику и балет.
Это нормально, но! Совершенно другая история начинается, когда мы начинаем хотеть что-то донести. Пока мы были людьми, которые делают свой проект, и, например, Аня нас увидела в магазине, или дружит с нами, или задала нам вопрос и мы ей ответили – это норм. Но когда я начинаю приезжать к Ане домой и вещать ей про какую-нибудь правильную схему, меня начинает подклинивать, как если бы Оля вместо того чтобы танцевать свой балет, стала бы мне его продавать. Где место популяризации в схеме самонаправленного образования?
И:
Там, где Аня задает вопрос. И есть еще один аспект, который не дает назвать то, что мы делаем, пропагандой: например, Стас рассказывает свою тему бескомпромиссно. Я ему говорю: «Может, стоит попробовать подавать эту информацию чуть-чуть в другом ключе, более мягко?». Стас сказал: «Нет! Если человек готов и хочет, он это примет. Если у него есть какие-то сомнения, для него все закончится на этом этапе, и все. Есть информация, которую я могу дать, кто хочет – примет, кто нет – до свидания».
СС:
Я никуда не иду никому навстречу со своей популяризацией. Единственный способ научить людей – собственный пример. Потому что основная проблема - отсутствие доверия. Ты можешь миллион раз рассказывать, как это происходит в Великобритании, в США и в Саммерхиле. Но пока ты сам не начнешь это делать и показывать своим примером, что ты это делаешь, тебе просто не будут верить. Поэтому я это делаю сам, показываю и рассказываю. И это немножко даже опасно, я иду на определенные риски. Я публично заявляю, что у меня сын анскулер и я родитель анскулер. Да, это единственное, что люди воспринимают.
Это абсолютно исследованный вопрос, в бизнесе он давно описан: как происходит внедрение инновационных продуктов на рынок, как распространяются новые идеи, прорывные решения. Сначала появляются гики и ненормальные, которые используют это не понятно зачем, потом появляются последователи. Но такие продукты не становятся моментально популярными, и их невозможно разрекламировать. Есть огромное количество изобретений, которые были изобретены черт знает когда, но на рынок попали спустя десятилетия. Потому что рынок, люди были не готовы к появлению этих решений.
М:
Да, мы встретимся в тот момент, когда ты придешь изучать вопрос, о котором я хочу рассказать. Может быть, это немного эзотерично звучит, но информация появляется тогда, когда у общества уже есть запрос, вопрос – каков он на сегодня...
Продолжение разговора здесь